Чужие.
Семья эскимосов из Нового Чаплино два года нелегально жила в США
"Я охотник и мечтаю жить, охотиться и кормить своих детей..." Именно эти слова произнес в зале суда в своем последнем слове житель села Новое Чаплино Владимир Селякин. Обвиняли мужика и его гражданскую жену Ксению Нумынкау не в краже бутылки водки - в вину им вменялось двойное нарушение Государственной границы России. Но никакими шпионами эта парочка не была. Тут все совсем иначе...
Охотник - одиночка
В 1989 году, когда советская империя уже вовсю гнила изнутри, но внешне казалась по-прежнему могучей, на правительственном уровне между СССР и США было заключено соглашение о безвизовом въезде для людей, проживающих на прилегающих к Беринговому проливу землях - Чукотском округе и штате Аляска. Ни для кого не секрет, что у отечественных чукчей и эскимосов живет немало родственников на противоположной, "звездно-полосатой" территории. Власти обеих стран решили минимизировать трудности общения и сделать официальное пересечение границы максимально удобным.
Но кто же знал, что кое-кому из жителей Чукотки с такой страшной силой захочется попасть за кордон, что он потеряет всякий страх перед пулей пограничника... Впрочем, позднее сам Селякин расскажет на суде, что за все время перехода на лодке из России в США и обратно они с Ксенией ни разу не видели на горизонте ни единого суденышка, не говоря уже о российских и американских кораблях береговой охраны.
Но это будет потом, а пока Владимир только еще готовился незаконно пересечь границу. Идея эта пришла к нему еще в 1999 году, и родилась не просто так. В последние несколько лет мужик никак не мог найти себе постоянную работу. Опытный морзверобой, рыбак и охотник с 20 летним стажем, он был известен в своем родном селе как человек крайне нелюдимый и предпочитающий людям общение с природой. Несколько раз Селякин вступал в местную морзверобойную артель, но надолго там никогда не задерживался.
Многие в Новом Чаплино его не понимали, но ему это особо и не было нужно. Жил 35 летний Владимир в своем собственном мирке и никого туда пускать не собирался. Кроме разве что односельчанки Ксении Нумынкау, которая была младше его на 15 лет, но чем-то все же привлекла эскимосского охотника-одиночку. Владимир и Ксения быстро, что называется, сошлись. В результате "схода" на свет появился маленький Семен. Своих отношений пара никак официально не зарегистрировала - не посчитали нужным.
Рая в штатах так и не нашли
И так, целый год охотник готовился к побегу в другую страну. Специально для этого выстроил на берегу маленькой тихой бухты Ткачен, что неподалеку от Нового Чаплино, небольшой домишко, в котором постепенно складировал бензин, необходимые инструменты, запасы одежды...
19 июля 2000 года Селякин посчитал, что час икс наступил. Поздно вечером, когда на море поднялся неслабый шторм, он загрузил припасами моторную лодку "Линда", быстро собрался сам и, взяв на борт Ксению и четырехлетнего сына Семена, взял курс на остров Святого Лаврентия, территорию Соединенных Штатов. Не сгинуть в плохую погоду ему помогла установленная на "Линде" спутниковая система определения координат, которую незадолго до этого ему привезла из Дании родственница и управление которой Владимир самостоятельно освоил по прилагавшейся инструкции.
Через десять часов Владимир вышел точно в нужную ему точку, поселок Гамбелл. Там его уже встречали несколько родственников, тоже эскимосов по национальности, но уже граждан США. С ними Селякин договорился обо всем заранее. Владимира, Ксению и маленького Семена поселили в одном из полуразваливающихся домов на окраине поселка. Но проблемы в этом для них никакой не было - что такое комфорт, они не знали и на Чукотке.
Следующие два года семья нелегально жила на территории штата Аляска. Позднее на суде Владимир говорил, что поначалу у него было желание вообще не возвращаться в Россию и принять со временем американское подданство. Но непонятно, каким образом он хотел это сделать, если въехал на территорию страны нелегально. В конце концов, на политического беженца наш морзверобой ни с какого боку не смахивал. К тому же у Селякина не было даже обычного паспорта гражданина России, который он благополучно потерял еще несколько лет назад. О наличии загранпаспорта, как вы понимаете, речь даже не идет.
Возникают вопросы и к властям Гамбелла: как они могли спокойно взирать на то, что на их территории проживают несколько нелегалов из России? Ведь этот поселок - не Нью-Йорк с его десятками тысяч незаконных эмигрантов, а совсем крохотное поселение, где каждый человек на виду. Тем более, что русские "путешественники" поначалу практически не говорили поанглийски...
Как бы то ни было, целых два года Владимир, Ксения и их сын жили в США. Все это время глава рискового семейства зарабатывал на хлеб своим умением вырезать по кости. Продавать сделанные фигурки удавалось отнюдь не всегда, поэтому семейство жило ничем не лучше, чем на Чукотке. Ксения же в Гамбелле вообще ни одного дня не работала, занимаясь исключительно домом и воспитанием детей (к тому же в декабре 2001 года у них родилась дочка Кристина).
За время пребывания беглецов на Аляске к ним приезжал в гости младший брат Селякина Дмитрий, а также мама Ксении. Возможно, что именно их рассказы о родной стороне и поколебали решимость Селякина навсегда остаться под крылом дяди Сэма.
Еще одной причиной возвращения на родину Владимир назвал потом и притеснения со стороны представителей одной из, скажем так, нетрадиционных религий. Чукотский эскимос и его гражданская жена не ходили ни в одну церковь, и это злило некоторых местных обитателей. Однажды в их доме даже разбили все оконные стекла в отместку за "атеистичность".
Пуля прошла навылет
К тому же наконец-то разули глаза и представители штатовской иммиграционной службы. 29 мая состоялся суд, на котором Селякина предупредили, чтобы его семейство во избежание более крупных неприятностей в течение четырех ближайших месяцев покинуло территорию этой страны. После этого морзверобой долго думал, что делать. Одно время хотел даже рвануть вплавь на своей лодчонке до Японии. Но в итоге отказался от этой безумной затеи и принял решение возвратиться в Россию.
...21 июня 2002 года и.о главы администрации села Новое Чаплино Игорь Макотрик сообщил по телефону на местную пограничную заставу, что к берегу пристала лодка, на которой из "заграничного вояжа" вернулся Владимир Селякин. Когда погранцы примчались на место событий, эскимоса грузили в свою машину врачи местной амбулатории. На груди у мужчины расплылось большое кровавое пятно...
Оказалось, когда до берега оставалось всего несколько метров и Селякин уже видел бегущих к нему знакомых односельчан, он встал в лодке во весь рост и выстрелил себе в грудь из карабина. Ранение оказалось тяжелым, но Владимиру невероятно повезло - пуля, не задев никаких жизненно важных органов, прошла навылет. Через пару дней под эскортом врачей и сотрудников милиции "шпиен" был доставлен в Провиденскую центральную районную больницу, откуда, впрочем, благополучно ушел еще через полторы недели в состоянии, как записано в объяснении врачей, "средней тяжести".
Во время обыска лодки сотрудники погранслужбы обнаружили четыре хозяйственные сумки с одеждой, магнитофон, пакеты с соком, банки с ветчиной и несколько упаковок печенья. Также был изъят карабин "Ремингтон", из которого Сидякин пытался совершить самоубийство. Как пояснил позднее сам подсудимый, он купил оружие в Гамбелле за 100 долларов у одного из знакомых (назвать его имя мужчина категорически отказался). Объясняя причины, по которым он решился на суицид, Владимир обреченно сказал, что не видел цели в дальнейшем существовании. Ксению с детьми он привез назад, а самому больше нищенствовать, перебиваясь с хлеба на воду, не хотелось...
Можно сказать, что Сидякин и его гражданская жена отделались в результате всей этой истории легким испугом. Владимира приговорили к трем годам, а Ксении присудили на год меньше. Обоим дали условный срок. Но, к сожалению, никто по большому счету так и не задумался, почему люди сбежали в чужую страну...
Павел ГЛУМИН Крайний Север (Анадырь).- 16.05.2003 http://www.chukotken.ru/articles/item78.html
|